Структурными компонентами детского сада являются:
- 12 групповых ячеек;
- Музыкально-физкультурный зал;
- Медицинский блок;
- Пищеблок;
- Прачечная;
- Кабинет заведующего дошкольным образовательным учреждением;
- Методический кабинет
- Кабинет учителя – логопеда;
В состав каждой групповой ячейки входят:
1. Раздевальная (приемная) – предназначена для приема детей и хранения верхней одежды.
Раздевальные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В раздевальных предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. Также в приемной расположены информационные уголки с информацией для родителей («Для вас, родители», «Меню», «Информация»).
2. Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи.
В групповых установлены промаркированные столы и стулья одной группы мебели по числу детей в группах. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей, учебными досками.
Расположение мебели и пособий обеспечивает ребенку и взрослому постоянный визуальный контакт. Рационально организованное пространство игровой комнаты позволяет воспитателю не прерывать деятельности детей, а самому переходить от одной группы к другой, осуществляя развитие игровой ситуации, помогать в решении проблем, неизбежно возникающих в общении между детьми, являясь активным участником и полноправным партнером детских игр и занятий.
В каждой возрастной группе имеются оборудование, дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, игрушки, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям, необходимые для организации разных видов деятельности детей.
В дошкольном учреждении имеются необходимые для реализации образовательного процесса средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь. Обстановка в группах создана таким образом, чтобы предоставить ребёнку возможность самостоятельно делать выбор. Содержание развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек.
3. Спальня – предназначена для организации дневного сна детей. Каждый ребенок обеспечен индивидуальным спальным местом, индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены.
4. Буфетная - предназначена для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды. Дети обеспечены столовыми приборами и посудой.
5. Туалетная и умывальная – в соответствии с возрастными требованиями установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, вешалки для детских полотенец, душевой поддон, умывальная раковина для персонала, шкаф для уборочного инвентаря. В туалетных для детей раннего возраста оборудованы шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков, слив для их обработки, детская ванна. В туалетных для детей 3-7 лет установлены детские унитазы в закрывающихся кабинах.
Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
Музыкально-физкультурный зал. Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных и физкультурных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей.
В музыкальном зале в достаточном количестве имеются музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Наличие театральных костюмов, атрибутов, различных видов театра позволяет организовывать разнообразные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный зал оснащен пианино, домашним кинотеатром, музыкальным центром, проектором. Все это способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.
Занятия по физической культуре проводятся в музыкальном зале, который оборудован гимнастическими лестницами, мячами разного размера, нестандартным физкультурным оборудованием (сухим бассейном, массажными дорожками) и другим спортивным инвентарем.
Логопедический кабинет. Он оснащен различными пособиями и играми для исправления нарушений речи детей. Для проведения диагностической и коррекционной работы с детьми в ДОУ собраны диагностические методики, коррекционные программы, дидактические игры и пособия, материал для консультаций с родителями и воспитателями, психологическая литература.
Медицинский блок. В состав медицинского блока входят – медицинский кабинет, процедурная, изолятор. Кабинет оснащен необходимым оборудованием.
Пищеблок. Пищеблок детского сада представляет собой набор помещений: кухня, раздаточная, складские помещения, оборудованных необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь имеет маркировку, что позволяет, исключит возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.
Прачечная. Прачечная включает в себя помещения для стирки и глажения белья и имеет необходимое техническое обеспечение. Прачечная имеет два раздельных входа для сдачи грязного и получения чистого белья.
Территория детского сада включает:
12 прогулочных участков для детей. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой прогулочной площадки установлены крытые веранды. Прогулочные площадки оборудованы малыми игровыми формами в соответствии с возрастом: песочницами, машинками, лесенками, домиками, и др.
1 спортивная площадка, оснащенная спортивными сооружениями для лазания, метания, прыжков и др., автоплощадка «Автодром» для закрепления правил дорожного движения, цветники. Таким образом, созданная в учреждении развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает не только условия для реализации основной образовательной Программы учреждения, но и возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.
Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам эффективно организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
Методический кабинет ДОУ. Он является центром работы по повышению профессионального мастерства педагогов. Основным оснащением кабинета является учебно-методическая литература, периодические издания, детская художественная литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи. Собран передовой педагогический опыт, методические рекомендации, материал для самообразования. Ведется работа по накапливанию видеоматериалов проведенных мероприятий.